» Особенности развития детей 5-6 лет: ключевые изменения в психологии и поведении

Особенности развития детей 5-6 лет: ключевые изменения в психологии и поведении

Особенности развития детей 5-6 лет: ключевые изменения в психологии и поведении

Как меняется игровая деятельность детей 5-6 лет. Каковы особенности развития мышления и воображения в этом возрасте. Что нового появляется в общении со сверстниками и взрослыми. Какие навыки и умения формируются у детей 5-6 лет.

Развитие игровой деятельности детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет игра остается ведущей деятельностью ребенка, но приобретает новые черты:

  • Появляются ролевые взаимодействия. Дети начинают отделять себя от принятой роли, могут меняться ролями в процессе игры.
  • Игровые действия выполняются ради смысла игры, а не ради самих действий.
  • Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
  • Дети способны выстраивать игровой замысел, планировать свои действия.
  • Появляются постоянные партнеры по играм, формируются игровые объединения.

Какие особенности игры характерны для детей этого возраста? Сюжетно-ролевые игры становятся более длительными и содержательными. Дети способны развернуть сложный игровой сюжет, объединяющий несколько игровых линий. Они с удовольствием играют в «семью», «больницу», «магазин», «школу» и другие социальные игры, отражая в них свои представления о мире взрослых.

Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной сферы ребенка:

Восприятие

Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными:

  • Называть форму, на которую похож тот или иной предмет
  • Вычленять в сложных объектах простые формы
  • Из простых форм воссоздавать сложные объекты
  • Упорядочивать группы предметов по различным признакам (величина, цвет, форма)

Память

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание — дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Мышление

Развивается образное мышление. Дети способны:

  • Использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач
  • Строить по схеме
  • Решать лабиринтные задачи
  • Развивается предвосхищение — на основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия

Развитие воображения и творческих способностей в 5-6 лет

Воображение активно развивается в этом возрасте. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Каковы особенности творческой деятельности детей 5-6 лет? В этом возрасте значительное развитие получает изобразительная деятельность:

  • Рисунок становится предметным и детализированным
  • Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей
  • Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности
  • Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие речевых и коммуникативных способностей ребенка:

  • Улучшается произношение звуков и дикция
  • Речь становится предметом активности детей
  • Развивается грамматическая сторона речи
  • Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил
  • Речь детей при взаимодействии друг с другом становится ситуативной, а при общении со взрослым — внеситуативной

Как меняется общение детей 5-6 лет со взрослыми? Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет

В 5-6 лет происходят важные изменения в социально-эмоциональной сфере ребенка:

  • Формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для детей оказывается чрезвычайно важной его похвала
  • Повышается обидчивость на замечания
  • Появляется повышенная чувствительность к оценке своих действий и поступков со стороны взрослых и сверстников
  • Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью
  • Появляются постоянные партнеры по играм
  • В группах начинают выделяться лидеры
  • Появляются конкурентность, соревновательность

Какие особенности поведения характерны для детей 5-6 лет? В этом возрасте дети часто стремятся продемонстрировать свои способности и достижения. Они могут быть очень чувствительны к неудачам, критике или отвержению со стороны сверстников. При этом дети учатся контролировать свое поведение и эмоции, соблюдать правила в играх и взаимодействии с другими.

Развитие самостоятельности и самоконтроля у детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируются навыки самостоятельности и саморегуляции:

  • Дети способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие
  • Могут самостоятельно строить по схеме, решать лабиринтные задачи
  • Способны принимать задачу на запоминание, помнят поручения взрослых
  • Могут выполнять несложные правила игрового поведения
  • Учатся планировать свои действия для достижения конкретной цели

Что нового появляется в поведении детей 5-6 лет? В этом возрасте дети начинают осознанно управлять своим поведением и эмоциями. Они способны сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои действия заданному правилу. Формируется произвольность как особое качество психических процессов.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>