Развитие игровой деятельности детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет игра остается ведущей деятельностью ребенка, но приобретает новые черты:
- Появляются ролевые взаимодействия. Дети начинают отделять себя от принятой роли, могут меняться ролями в процессе игры.
- Игровые действия выполняются ради смысла игры, а не ради самих действий.
- Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
- Дети способны выстраивать игровой замысел, планировать свои действия.
- Появляются постоянные партнеры по играм, формируются игровые объединения.
Какие особенности игры характерны для детей этого возраста? Сюжетно-ролевые игры становятся более длительными и содержательными. Дети способны развернуть сложный игровой сюжет, объединяющий несколько игровых линий. Они с удовольствием играют в «семью», «больницу», «магазин», «школу» и другие социальные игры, отражая в них свои представления о мире взрослых.
Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной сферы ребенка:
Восприятие
Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными:
- Называть форму, на которую похож тот или иной предмет
- Вычленять в сложных объектах простые формы
- Из простых форм воссоздавать сложные объекты
- Упорядочивать группы предметов по различным признакам (величина, цвет, форма)
Память
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание — дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Мышление
Развивается образное мышление. Дети способны:
- Использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач
- Строить по схеме
- Решать лабиринтные задачи
- Развивается предвосхищение — на основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия
Развитие воображения и творческих способностей в 5-6 лет
Воображение активно развивается в этом возрасте. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Каковы особенности творческой деятельности детей 5-6 лет? В этом возрасте значительное развитие получает изобразительная деятельность:
- Рисунок становится предметным и детализированным
- Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей
- Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности
- Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу
Развитие речи и коммуникативных навыков у детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие речевых и коммуникативных способностей ребенка:
- Улучшается произношение звуков и дикция
- Речь становится предметом активности детей
- Развивается грамматическая сторона речи
- Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил
- Речь детей при взаимодействии друг с другом становится ситуативной, а при общении со взрослым — внеситуативной
Как меняется общение детей 5-6 лет со взрослыми? Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет
В 5-6 лет происходят важные изменения в социально-эмоциональной сфере ребенка:
- Формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для детей оказывается чрезвычайно важной его похвала
- Повышается обидчивость на замечания
- Появляется повышенная чувствительность к оценке своих действий и поступков со стороны взрослых и сверстников
- Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью
- Появляются постоянные партнеры по играм
- В группах начинают выделяться лидеры
- Появляются конкурентность, соревновательность
Какие особенности поведения характерны для детей 5-6 лет? В этом возрасте дети часто стремятся продемонстрировать свои способности и достижения. Они могут быть очень чувствительны к неудачам, критике или отвержению со стороны сверстников. При этом дети учатся контролировать свое поведение и эмоции, соблюдать правила в играх и взаимодействии с другими.
Развитие самостоятельности и самоконтроля у детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируются навыки самостоятельности и саморегуляции:
- Дети способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие
- Могут самостоятельно строить по схеме, решать лабиринтные задачи
- Способны принимать задачу на запоминание, помнят поручения взрослых
- Могут выполнять несложные правила игрового поведения
- Учатся планировать свои действия для достижения конкретной цели
Что нового появляется в поведении детей 5-6 лет? В этом возрасте дети начинают осознанно управлять своим поведением и эмоциями. Они способны сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои действия заданному правилу. Формируется произвольность как особое качество психических процессов.